Московско-Ярославская железная дорога и возникновение поселка Лосиноостровск
Одним из таких купцов, который появился в 1850 году в Москве, был Иван Федорович Мамонтов, в прошлом откупщик из города Ялуторовска. Вот что писали о нем в то время: "...Широкая, чисто русская натура, жаждавшая кипучей и плодотворной деятельности, увлекавшаяся всеми новыми идеями, сулившими родить богатство, процветание, славу. Наряду со славными именами Мальцева, Путилова, Губонина несомненно следует поставить и имя И.Ф.Мамонтова".
Задумав построить железную дорогу от Москвы до Ярославля, Мамонтов начал с тщательных расчетов. У Крестовской заставы, где начиналось Ярославское шоссе, именуемое еще и Троицкой дорогой, он в течение месяца ставил специальных людей для подсчета всех проходящих и проезжающих в сторону Сергиева Посада. Зачастую и самолично просиживал у заставы, мысленно прикидывая будущие барыши, которые могли быть получены от перевозки пассажиров.
Благодаря этим тщательным подсчетам мы теперь знаем, какое было в середине XIX века движение по Ярославскому шоссе. Вот эти данные за год: проезжало в экипажах более 150 тысяч человек; проходило пеших около 500 тысяч; провозилось различных грузов до 4 млн. пудов. Помимо этого, по данным мытищинского заставного дома, где менялись лошади, по дороге проезжало более 15300 почтовых лошадей, 35000 лошадей, перевозивших дилижансы, и 110000 обозных лошадей. По подсчетам Мамонтова доход железной дороги должен был составлять до 730 тысяч рублей.
В мае 1859 года был утвержден устав акционерного "Общества Московско-Ярославской железной дороги", вскоре начато строительство. Первый участок дороги от Москвы до Сергиева Посада строился долго, не хватало опыта, нужной техники, поезда на этом участке пошли лишь в августе 1862 года, имея по пути следования пять станций: Мытищи, Пушкино, Талица, Хотьково и Сергиев Посад — конечная. Зимой курсировало два, а летом три поезда. Более всего пассажиров ездило в вагонах 3-го класса.
В 1863 году в Москве выстроили двухэтажное здание вокзала (архитектор Р.И.Кузьмин), которое простояло до начала нашего столетия. В 1902 году по проекту известного архитектора Ф.О.Шехтеля возвели новый вокзал, который мы видим до сих пор.
Вначале весь подвижной состав Московско-Ярославской железной дороги состоял из 10 паровозов, 118 пассажирских, 15 багажных и 95 товарных вагонов и платформ.
В 1868 году правлению "Общества" дали разрешение на дальнейшее строительство дороги от Сергиева Посада до Ярославля. Этот участок достраивался уже при сыне И.Ф.Мамонтова — Савве Ивановиче, а непосредственным руководителем работ был Федор Васильевич Чижов, не менее талантливый человек, чем Мамонтов. По его инициативе, например, открылся купеческий банк и ряд кредитных учреждений. Свое огромное по тем временам состояние он завещал на устройство технических училищ на своей родине в Костромской губернии.
Открытая для движения в 1870 году железная дорога до Ярославля дала толчок для быстрого экономического развития этого края. Через два года поезда пошли уже до Вологды, что отмечалось здесь как одно из великих событий. Впоследствии дорога была продолжена до Архангельска, получив название Северной.
Этим же акционерным "Обществом" построен еще ряд железных дорог: до Киржача (1893), от Мытищ до Щелкова (1894), от Москвы до Савелова (1902) и др.
В 1893 году для устройства сортировочной станции для нужд дороги была открыта платформа под названием "10-я верста". Воспользовавшись тем, что здесь останавливались пассажирские поезда, состоятельные москвичи решили но левую сторону от железной дороги, в лесистой местности устроить дачи. Лесной массив между железной дорогой и рекой Яузой был разбит на участки, которые, несмотря на высокие цены (одна десятина стоила 2400-3000 рублей), стали быстро раскупаться и застраиваться дачами. Так образовался дачный поселок под названием Лосиноостровск, так как этот лесной массив когда-то являлся частью старинного заповедника "Погонно-Лосиный Остров".
Поселок быстро разрастался. Около небольшого озерка, где раньше была деревенька Фили-но, появилось большое имение председателя Московской губернской земской управы Н.Ф.Рихтера. Жилой участок между железной дорогой и Ярославским шоссе получил название Дубняки, а за Ярославской дорогой — поселок Торговых Служащих. Ближе к станции находился поселок Красная Сосна, выстроенный в 1911 году.
Развитие поселковой жизни
Первые жители Лосиноостровска были предоставлены сами себе и, уезжая в город на службу в конторы и магазины, оставляли свои семьи под охраной одних лишь собак и надеясь на "авось". Начало благоустройства поселка относится к 1905 году, когда группа дачников учредила "Общество благоустройства Лосиноостровска", почетным членом которого избрали московского губернатора В.Ф.Джунковского. Членами Общества была проделана работа по благоустройству и наведению элементарного порядка в поселке: появилась ночная стража, на улицах установили керосиновые фонари, затем выстроили летний театр, площадку для тенниса и организовали добровольную пожарную дружину.
В следующем году установили небольшую телефонную станцию с автоматами. На правой стороне построили здание для престарелых женщин, имеющих медицинское образование.
Недалеко от станции возвели деревянную церковь во имя Троицы, а на Ярославском шоссе была выстроена каменная церковь во имя Андриана и Наталии.
В 1909 году наладили выпуск ежемесячного издания под названием "Лосиноостровский вестник". Осенью этого же года в специально выстроенном деревянном одноэтажном здании открылась гимназия.
На этом энергичная деятельность членов Общества не закончилась и они добились, чтобы в поселке открылись почтовое отделение, библиотека и аптека с маленькой амбулаторией, а также магазин Общества потребителей. Вскоре открылась школа и в местности Дубняки.
Осенью 1912 года обе стороны Лосиноостровска были соединены большим переходным мостом через железную дорогу. Открылся летний театр и в поселке Торговых Служащих.
Быстрый рост Лосиноостровска характеризуется следующим и данными. Если в 1909 году числилось 311 домовладельцев, то через два года их стало 433. Количество взрослого населения вместе с детьми и прислугой составляло более 6 тысяч человек. К 1911 году кроме двух гимназий в поселке имелись земская и частная начальные школы, два аптекарских магазина, 6 лавок колониальных товаров и две галантерейных, две хлебопекарни, четыре чайных, одна пивная и один трактир 3-го разряда (трактирами тогда назывались рестораны).
Промышленных предприятий в дачной местности не было кроме небольшой канатной фабрики Тонг. Они располагались в основном в окрестностях Ростокина, где стали появляться еще в первой половине XIX века. Это были текстильные и красильные предприятия небольшого размера, если не считать большого патронного завода Русско-Бельгийского Акционерного общества, выстроенного около села Леонова. В начале XX века около Медведкова, Сабурова и Владыкина появились небольшие кирпичные заводы.
Лосиноостровск после 1917 года
К 1917 году в Лосиноостровске насчитывалось 738 деревянных домов. Поселок в административном отношении входил до 1921 года в состав Сокольнического района Москвы, а с 27 ноября этого же года - в состав Московского уезда. Одними из первых членов поселкового Совета были Максимовс-кий, Фролов, Мастиков, Бадтунов.
Решением Уездного исполкома в 1925 году Лосиноостровску присвоили статус города и он был включен в состав Мыщищинской волости (в то время Пролетарской). Лосиноостровский горсовет вначале располагался на Советской улице, в ветхом деревянном помещении бывшей церквушки. По воспоминаниям старожилов, первыми председателями горсовета были Мальцев, Климов (с 1934 г.), Маркелов (с 1937 г.). В городе в 1920-х годах насчитывалось 12 тысяч человек, имелись 4 школы, размещавшиеся в небольших деревянных домах, бывшая земская больница, в которой работал врач И.Л.Громов (отец будущего известного полярного летчика и военачальника). На Советской же улице находился клуб железнодорожников.
В конце 1919 года правительство приняло решение "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", а б следующем году в Мызе Раево начала работать школа по ликбезу. В этом же поселке осенью 1919 года возникла первая комсомольская организация. Ее местом сбора стал бывший частный кинотеатр "Вулкан", находившийся на Ярославском шоссе.
Несмотря на трудности гражданской войны в 1920 году открылась "Лосиноостровская народная консерватория", которая в том же году стала детской музыкальной школой. Бывшая гимназия была преобразована в 1921 году в педагогический техникум (в конце 1922 года ее деревянное здание сгорело).
В первые годы советской власти городской бюджет состоял всего из 27 тысяч рублей, потому денег не хватало даже на своевременную выплату зарплаты учителям и врачам.
Первая кирпичная двухэтажная школа в Лосипоос-тровске была выстроена в 1934-35 годах, и в это же время управление Метростроя начало возводить для своих сотрудников пятиэтажный кирпичный дом на углу Медведковской улицы (ныне улица Ленская). На первом этаже этого дома разместилась поликлиника, почта, радиоузел и магазин. Вскоре в деревянном здании в городе открылся кинотеатр.
В селе Медведкове в 1934 году организовался колхоз под названием "Большевик", и в двух прудах стали разводить уток и гусей.
Медицинский пункт, открытый в Лосиноостровске еще в период первой мировой войны, преобразовали в 1918 году (ввиду наплыва беженцев) в больницу. В начале 1919 года появились первые детские ясли в поселке Красная Сосна. Через десять лет на Медведковской улице был открыт родильный дом и в этом же году — детский психоневрологический санаторий. Зачем в этом здании разместился Институт усовершенствования медицинских работников.
В 1928 году на Медведковской улице начала работать поликлиника. В 1932 году в районе Свиблово открылась поликлиника № 31, а через пять лет еще одна в городке Метростроя. В северной части города (около пруда на речке Ичкс) в 1937 году была оборудована амбулатория №2. В 1952 году это здание перестроили и открыли детскую амбулаторию. Больница №20 начала работать в городе в 1964 году.