О районе  /  История муниципального округа  /  История и современность территориального управления Москвы

История и современность территориального управления Москвы

На протяжении XIX и XX вв. внешние границы Московского региона и его внутреннее административное деление претерпевали неоднократные изменения. Основными причинами реформирования системы управления в эти годы являются бурное экономическое и политическое развитие региона главным образом за счет усиления его промышленных функций и как следствие — неконтролируемого роста численности населения. После возвращения в 1918 г. Москве столичного статуса политические факторы стали играть не меньшую роль, чем надэкономические, в том числе и в вопросах административного деления самой Москвы. Известно, например, что в марте 1917 г. по предложению большевиков Моссовет разделил город на 8 районов, которые территориально совпадали с границами районных большевистских организаций, в 1923 г. в Москве было уже 23 района, в сентябре 1957 г. их число сократилось до 20, а в августе 1960 г. — до 17 районов.

 
Москва долгое время являлась составной частью Московской губернии и только в 1931 г., когда Моссовет фактически разделился на две части, одна из которых занималась городом, другая — областью, столица стала самостоятельной административно-хозяйственной единицей. В 1967 г. число районов в Москве вновь возросло до 29, что фактически означало приведение их в соответствие с изменением территории Москвы в 1961 г., а впоследствии появились участки города, расположенные на территории Московской области — за пределами ее основной юридической границы (город Зеленоград, пос. Внуково, Восточный, аэропорт Шереметьево и др.). Последнее реформирование административного деления Москвы в 1992 г. привело к образованию 10 административных округов, радиальная конфигурация которых во многом обусловлена существующим "рисунком" административно-территориального деления области. Также были образованы 125 муниципальных округа (района).
 
Одной из основных причин реформ политико-административного устройства региона является изменение функционального назначения территории Москвы и ближнего пригорода. Если в период 20—40-х годов наиболее активно развивались инженерно-транспортная инфраструктура и столичная промышленность, "нанизываемые" на малое кольцо Московской железной дороги и радиальные направления, идущие в основном на восток, юго-восток и северо-запад, то период 50—60-х годов характеризовался комплексной застройкой селитебных территорий. В 70—80-е годы для обеспечения рабочих мест в пределах новых селитебных ареалов или вблизи них были созданы новые производственные и коммунально-складские зоны. В итоге значительный ареал производственной застройки в средней части столицы оказался охваченным кольцом селитебных территорий, основная часть которых разместилась в периферийной части города. В функционально-планировочном плане столица фактически превратилась в "многослойный пирог", состоящий из селитебной "ткани", начиненной производственной застройкой. Вместе с тем отчетливо видны значительные различия в функциональной структуре центра, субпериферии и периферии Москвы.

Анализируя размещение столичных объектов, следует отметить, что далеко не вся территория Москвы вовлечена в осуществление столичных функций. Исследование показало, что более 90% столичных объектов расположено в границах Центрального административного округа и прежде всего внутри Садового кольца, а значительная часть периферийной зоны Москвы вообще не несет столичной нагрузки и по своему функциональному назначению схожа с пригородными районами Московской области.

 

Этапы развития территориальных органов власти и управления Москвы после 1991 г.

В 1991 году в Москве были созданы совершенно новые структуры власти. К тому времени бывшие Советы народных депутатов, и Исполкомы практически перестали существовать. Все факты говорили о глубоком политическом кризисе. И тогда произошли крупные изменения в самой идеологии управления городом. Вместо 33 районов появилось 125 муниципальных, объединенных в 10 административных округов. Управление всем городским хозяйством взяло на себя Правительство Москвы.
 
12 сентября 1991 г. районы города были преобразованы в административные округа, которые являются внутригородской территорией административного управления и были образованы в целях обеспечения эффективности управления городским хозяйством и областями социальной сферы на соответствующей территории.
 
Новое территориальное деление было проведено в соответствии с Распоряжениями мэра Москвы от 05.07.1991 г. № 41-РМ «О проведении работы по формированию муниципальных округов в г. Москве» и от 12.09.1991 г. № 146-РМ «О становлении временных границ муниципальных округов Москвы».
 
В каждом районе появились Управления муниципальными районами (муниципалитеты), возглавляемые супрефектами.
 
Перед муниципальной властью стояла неотложная задача: восстановление полуразрушенного городского хозяйства. Работа предстояла большая. В некоторых районах за несколько лет по три-четыре супрефекта сменилось.
 
Через 4 года, 28 июня 1995 года Московской городской Думой был принят Устав г.Москвы, который закрепил сложившуюся структуру органов городской власти, в том числе и органов районной Управы (которые должны были сменить Управления муниципальным округом (районом)).
 
В 1996 г. Закон города Москвы от 11.09.1996 г. № 28-91-ЗК «О районной Управе в городе Москве» установил основные нормы организации и деятельности районной Управы в городе Москве – органа власти района города Москвы.
 
14 декабря 1997 г. впервые граждане избирали представительную власть в районе – советников районного Собрания.
Словосочетание Управление районом и муниципалитет отпали, появились Районные Управы.
 
Районная Управа, возглавляемая главой Управы, осуществляла установленные законодательством функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством города Москвы к компетенции городского (местного) самоуправления. Полномочия представительного органа населения в Управе осуществляло районное Собрание, в состав которого входили советники районного Собрания, избираемые на 4 года. 
 
Глава Управы избирался районным Собранием по представлению Мэра Москвы. 
 
На протяжении 2002 года шла интенсивная разработка законодательной базы по реформированию органов исполнительной власти и местного самоуправления столицы. Результатом ее стали два основополагающих документа. 
 
В конце 2002 г. в Москве был принят Закон №56 от 06.11.2002 г. «Об организации местного самоуправления в г. Москве». Этим законом стали регулироваться полномочия органов местного самоуправления.
 
Принципы организации и полномочия исполнительной власти на местах стали регулироваться Постановлением Правительства Москвы от 3 декабря 2002 года «Об образовании территориальных органов исполнительной власти - управ районов».
 
Во исполнение принятых законов города Москвы и постановлений Правительства Москвы в районах города были образованы 123 территориальных органа исполнительной власти - управы районов города Москвы и 125 муниципальных образования.
 
В соответствии с новыми законодательными актами, с 2003 г. управа района является органом исполнительной власти, а функции органа местного самоуправления перешли к муниципальному образованию, которое состоит из муниципального Собрания - представительного органа - и муниципалитета - исполнительно-распорядительного органа.
 
Одни из самых важных вопросов, переданных из управы в ведение муниципалитета, - это вопросы опеки и попечительства, организация работы Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, организация досуга и спорта по месту жительства.
 
С 2003 г. главы управ утверждаются Распоряжением Правительства Москвы по представлению префекта административного округа города Москвы на срок полномочий мэра столицы.
 
Руководители муниципалитетов назначаются муниципальным Собранием на срок полномочий муниципального Собрания.
 
Сегодня управа района – это территориальный орган исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы. Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы района осуществляет префектура соответствующего административного округа в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами города Москвы.
 
Управа района осуществляет в пределах, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами города Москвы, исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории района, разрабатывает ежегодную программу социально-экономического развития района и выполняет многие другие задачи.

Руководители Лосиноостровского района (главы управ)

17 сентября 1991 года был образован муниципальный округ (район) «Лосиноостровский», тогда же и принял его супрефект Николаев Юрий Александрович, который затем возглавил Районную Управу Лосиноостровского района вплоть до декабря 2002 г.

 

Главой управы с января 2003 г. по апрель 2006 г. был Леонов Юрий Анатольевич.
 
Глава управы с августа 2006 г. по настоящее время – Крамар Виктор Иванович.


Эта фотография была сделана в 1998 г.
Сотрудники, которые работали в районной администрации с сентября 1991 года (слева направо):
 заместитель начальника отдела потребительского рынка Ирина Лапшинова,
заместитель главы Управы Евгений Дорошин,
первый заместитель глав Управы Игорь Орлов,
главный специалист отдела потребительского рынка Валентина Трубникова (сидит),
 глава Управы Юрий НИКОЛАЕВ,
главный специалист социальной сферы Галина Севастюк.
Сегодня продолжает работать в отделе потребительского рынка и услуг управы Лосиноостровсокго района Валентина Трубникова.

Все материалы сайта доступны по лицензии Creative Commons Attribution 3.0 при условии ссылки на первоисточник (в случае использования материалов сайта в сети Интернет – интерактивная ссылка).

Политика Конфиденциальности и Пользовательское Соглашение

Яндекс.Метрика